Консультация учителя-логопеда

Муниципальное

бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 45" 

 

 

Консультация воспитателя И.А. Шепелевой

Уважаемые взрослые!

 

Неправильное произношение приносит много огорчений и дошкольникам, и детям школьного возраста. Взрослые, а особенно сверстники, не понимают, что говорит ребёнок, возникают трудности общения. Более того, недостатки устной речи отрицательно сказыва­ются и на письме, так как чёткое произношение звуков является основой при обучении пись­му на начальном этапе.

 

Взрослые часто проявляют две полярные точки зрения в отношении неправильного звукопроизношения детей, хотя обе они неправильные. Одни родители длительное время за­крывают глаза на существующую проблему, так как не всегда улавливают на слух дефек­ты речи, или полагают, что с возрастом всё пройдёт. Другие, напротив, уже в 2-3 года тре­буют от ребёнка правильного произнесения даже самых сложных звуков, поправляя его и делая замечания. Такие завышенные требования родителей могут вызывать негативную реакцию со стороны малыша и даже послужить толчком для появления заикания. Следу­ет знать, что согласно «законам природы» некоторые звуки ребёнок в 2-3 года имеет пра­во произносить неправильно!

 

Это важно знать!

1.   Сначала ребёнок осваивает произношение простых звуков (гласных и простых соглас­ных, типа [п], [б], [м], [н], [т], [д]…).

 

2.   По мере развития речевого слуха и укрепления артикуляционного аппарата (особенно
мышц губ и языка) ему становятся доступны все остальные звуки.

 

3.   Позже появляются и тяжелее всего ребёнку даются свистящие ([с], [сь], [з], [зь], [ц]),
шипящие ([ш], [ж], [ч], [щ]) и сонорные звуки ([р], [рь], [л], [ль]). В норме усвоение всех зву­ков русского языка заканчивается к 4-5 годам.

 

Основные виды речевых нарушений:

1.  Отсутствие звука. Например, вместо рука малыш говорит ука или вместо лук – ук;

 

2.  Замена звука. Например, ребёнок может заменять [ц] на [ть] (типлёнок); [ш] на [с]; [р]  на [л]; [с] на [сь]; [ль] на [й] и т.д.;

 

3.  Искажение звука, проявляющееся например:

 —в межзубном произнесении некоторых звуков (кончик языка просовывается между  зу­бами);

в боковом произнесении звуков (слышится неприятный «хлопающий» звук);

в горловом произнесении звука [р] (он получается при вибрации нёбной занавески, а не кончика языка).

 

Нарушения звукопроизношения первого и второго вида (отсутствие звука и его замена) у детей до 3-4 лет можно рассматривать как проходящее с возрастом (при нормальном умст­венном развитии ребёнка и полноценном слухе) физиологическое косноязычие. Но если эти нарушения отмечаются у детей старше 5 лет, необходимо срочно обратиться за консультаци­ей к логопеду и начать занятия под его руководством.

 

Нарушения произношения третьего вида (искажение звуков) самостоятельно не проходят даже с возрастом. В этом случае необходимо как можно раньше обратиться к логопеду за кон­сультацией. Ведь уже с 3—4-летнего возраста дети могут выполнять упражнения для губ и языка.

 

Основные причины, вызывающие нарушения звукопроизношения и мешающие детям самостоятельно освоить произнесение звуков родного языка (при наличии нормального фи­зического слуха и интеллекта):

плохое различение звуков на слух, т.е. у ребёнка не развит фонематический (речевой)слух;

 

недостаточное развитие мышц губ и языка, необходимое для правильного произнесе­ния сложных звуков;

 

дефекты в строении речевых органов (неправильный прикус, высокое («готическое») нёбо, укороченная уздечка языка и т. д.);

 

отсутствие правильного образца для подражания (неправильная речь окружающих, «сюсюканье» и т. д.).

 

В логопедической практике существует строгая последовательность в работе по исправле­нию звукопроизношения, которая проводится в три этапа.

 

1.  Подготовительный этап, на котором мышцы губ и языка с помощью артикуляционной гимнастики подготавливаются к произнесению сложных звуков. А также проводится работа по развитию фонематического слуха и выработке навыка формирования направленной воз­душной струи для произнесения многих звуков.

2.  Постановка звука и его первичное закрепление. На этом этапе логопед с помощью спе­циальных приёмов и приспособлений осуществляет постановку звука.

3.  Автоматизация (закрепление) звука. Поставленный звук необходимо закрепить путём многократных повторений сначала в слогах, в словах, а затем во фразах, стихах и связной речи.

 

Только после этого от ребёнка можно ожидать правильного употребления звуков в речи, без напоминаний взрослого.

 

Материал взят из книги Косинова Е.М. "Азбука правильного произношения"

Дата последнего обновления страницы 03.10.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»